Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Поиск

Поиск

Главная arrow Публикации arrow Исследования певческого голоса arrow Компьютерные исследования голоса З. Долухановой
Компьютерные исследования голоса З. Долухановой Печать E-mail
Автор В.П. Морозов   
29.04.2009 г.

Компьютерные исследования голоса З. Долухановой

Высокие эстетические качества голоса З.А. Долухановой общеизвестны: это легкий, звонкий, полетный звук, прекрасно слышимый в любом концертном зале.

Какие объективные акустические особенности обеспечивают эти качества голоса Зары Александровны? Современные компьютерные исследования позволяют ответить на этот вопрос.

На рис. 1 представлены спектры 6-ти гласных (А – три разных ноты, О и Е – две ноты), выделенные из разных слов каватины и рондо Пажа из оперы «Гугеноты» Дж. Майербера в исполнении Зары Александровны («Привет мой вАм, сеньОры! Привет мой ва-а-А-а-Ам, привЕт всЕм!»). Напомним, что спектры голоса – это гра-фики, отражающие обертоновый состав звука. По горизонтали обозначена высота обертонов в килогерцах (кГц), а по вертикали указана шкала относительной интенсивности обертонов в децибелах, дБ (относительно самого сильного обертона). На графиках спектров группы обертонов выглядят в виде вздымающихся кверху вершин. Слева на графиках расположены основной тон и низкие обертоны, справа – высокие. Снизу горизонтальной оси графика спектров изображена клавиатура рояля, позволяющая соотнести частоту любого из обертонов в кГц с высотой его звучания в нотном обозначении.

З.А. Долуханова. Каватина и рондо Пажа из оперы «Гугеноты». Сопоставление спектров 6-ти гласных во фразе «Привет мой вАм, сеньОры!  Привет мой ва-а-А-а-Ам, привЕт всЕм!»

Рис. 1. З.А. Долуханова. Каватина и рондо Пажа из оперы «Гугеноты». Сопоставление спектров 6-ти гласных во фразе «Привет мой вАм, сеньОры!  Привет мой ва-а-А-а-Ам, привЕт всЕм!» (см. пояснения в тексте).

На рис. 1 справа можно видеть отдельную группу высоких обертонов в области около 3 кГц, что соответствует примерно fa# четвертой октавы. Это высокая певче-ская форманта (ВПФ), которая является важнейшим показателем профессионализма певческого голоса. Именно она и придает голосу хороших певцов присущую им звонкость и полётность, естественно, в зависимости от степени выраженности ВПФ и ее частотного расположения в спектре (см. В.П. Морозов, «Искусство резонансного пения», М., 2002).

Компьютерные исследования показали, что средний уровень высокой певческой форманты в спектрах голоса З.А. Долухановой составляет 28,7% (см. рис. 2), что соответствует максимальному уровню ВПФ, характерному для меццо-сопрано среди мастеров вокального искусства (лирические и колоратурные сопрано имеют уровень ВПФ существенно ниже).

 З.А. Долуханова. Интегральный спектр 6-ти гласных, представленных на рис. 1, выделенных из фразы «Привет мой вАм, сеньОры! Привет мой ва-а-А-а-Ам, привЕт всЕм !

Рис. 2. З.А. Долуханова. Та же фраза, из того же произведения. Интегральный спектр 6-ти гласных, представленных на рис. 1, выделенных из фразы «Привет мой вАм, сеньОры! Привет мой ва-а-А-а-Ам, привЕт всЕм !
Условные обозначения: F1, F2, F3 … и т.д. – спектральные максимумы, соответствующие основным тонам и обертонам выделенных гласных. Область высокой певческой форманты (F7) выделена вертикальной полосой затенения. Справа – компьютерная рас-печатка основных параметров спектра и ВПФ. остальные обозначения – те же, что и на рис. 1 (см. в тексте).

На интегральном спектре (рис. 2) также видно, что вершина ВПФ в голосе З.А. Долухановой расположена в области 2842 Гц (т.е. немного выше fa# четвертой октавы), что подтверждает меццо-сопрановую природу данного голоса. Объектив-ным показателем его высокого профессионализма является также хорошая обособ-ленность ВПФ от других низкочастотных спектральных максимумов, что усиливает чистоту и «серебристость» тембра голоса.

Заключение

Перечисленные результаты компьютерных исследований голоса З.А. Долухановой свидетельствуют о ее совершенной, несомненно, резонансной технике голосо-образования, характерной для выдающихся мастеров вокального искусства.

Опубликовано:
Морозов В.П. Комментарии к компьютерному исследованию голоса З.А. Долухановой // В кн. С.Б. Яковенко «Зара Долуханова в искусстве и жизни». М., 2003.

Последнее обновление ( 09.11.2017 г. )
 
« Пред.
Реклама