Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Контакты Партнеры сайта Поиск

Поиск

Главная arrow Публикации arrow Теория и Практика Резонансного Пения arrow Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре
Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре Печать E-mail
Рейтинг: / 7
ХудшаяЛучшая 
Автор Т.И. Позднякова   
21.04.2009 г.

Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре 

Т.И. ПоздняковаПозднякова Т.И.
зав. кафедрой пения, доцент.
Заслуженный работник культуры Р.Ф.
Художественный руководитель и дирижер учебно-концертного хора музыкально-педагогического факультета ИГПУ "Глория", лауреата международного хорового видеоконкурса "Золотой камертон".


В настоящее время среди хормейстеров, работающих с детскими и молодежными хоровыми коллективами, преобладает культивирование так называемого "инструментального" пения, которое выражается в искусственной нивелировке тембров певческих голосов, отсутствии вибрато, ограниченности динамики.

Хормейстеры противопоставляют эту искусственную, так называемую, "хоровую" манеру пения естественному звучанию певческого голоса, основными качествами которого в академической манере пения является ненапряженность, звонкость, полетность, округлость, объемность и «вибратность». Только развивая эти качества в голосе хористов можно говорить о совершенствовании певческого голоса в процессе хорового пения, иначе хормейстер, решая свои исполнительские задачи без вокального фундамента в хоре, будет только эксплуатировать свой живой музыкальный инструмент, насаждая манеру «напевания», результатом которого чаще всего является горловое пение или пение «на связках».

Человеческий голос самый выразительный музыкальный инструмент, поэтому сознательное или неосознанное ограничение возможностей этого инструмента в хоре приводит, так сказать, к "общехоровому" его звучанию, к исполнительской усредненности и безликости в пении разностилевой и разножанровой хоровой музыки. Многие недостатки в звучании детских и любительских молодежных хоровых коллективов объясняются именно таким "общехоровым" звуковым фоном, в основе которого лежит горловое пение, приводящие к форсированному звучанию при повышении тесситурных условий, неразборчивости дикции, узкому диапазону нюансировки.

Многолетний опыт работы с учебными хорами позволяет мне говорить о том, что руководитель хора - это прежде всего настройщик своего живого инструмента (хорового коллектива) в соответствии со своими вокально-слуховыми и тембровыми представлениями. Руководитель хора является в первую очередь педагогом, решающим проблемы вокального воспитания хористов. Для того чтобы привить хористам эталон певческого академического звука, руководитель-хормейстер должен быть сам достаточно умелым певцом, управляющим своим голосом в зависимости от поставленных художественных задач и умеющим эмоционально-образно воздействовать на поющих в хоре. Хормейстеру необходимо владеть слуховыми, вибрационными и мышечными ощущениями в процессе показа голосом, иметь хорошо развитый вокальный слух.

Руководителю учебного хора не приходится рассчитывать на яркие голоса-тембры. В его задачу входит их воспитание в процессе обучения в хоровом классе. "+в тех случаях, когда хор организуется из людей совсем не певших или певших в хорах невысокой квалификации, хорошо и правильно поставленная систематическая профессиональная учеба певцов приносит отличные результаты" (Пигров К.К. Руководство хором. М 1964 с.170).

Какой же методикой должен владеть дирижер - хормейстер для того, чтобы проводить вокальную работу в хоре с наибольшей пользой для голосов хористов и художественного исполнительства? Что поможет ему добиться красоты и мощности звучания хора без чрезмерного перенапряжения голосового аппарата хористов?

Наш опыт говорит об эффективности резонансной техники пения, научно обоснованной профессором В.П. Морозовым.

Теория резонансного пения, профессора В.П. Морозова, изложенная в его новой книге «Искусство резонансного пения» несет в себе очень важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории - принципе максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего (Морозов, 2002).

Являясь первым основным и путеводным принципом резонансного пения, он открывает пути достижения его и в последующих принципах данной теории: принципе озвученного резонирующего дыхания, принципе нецелесообразности использования "связочно-гортанной" терминологии и предпочтительности косвенного воздействия на работу гортани и голосовых связок, принципе использования эмоционально - образных метафорических представлений о резонансных механизмах голосообразования и принципе целостности голосового аппарата.

Резонансная техника пения хористов обеспечивает значительно более высокие эстетические качества хорового звучания. Теория резонансного пения открывает новые горизонты для вокальной педагогики как в сольном так и в хоровом пении.

Техника резонансного пения имеет свою специфику в коллективном звучании. Раскрывая ее, профессор В.П. Морозов акцентирует внимание на то, что:

1. В хоре необходимо обеспечивать резонансное звучание собственного голоса и согласовывать его со звучанием других голосов. Это зависит от звуковысотного совпадания не только основных тонов голоса отдельных певцов, но и от их обертонов, т.е. обуславливается своеобразным резонансом обертонового состава голоса хористов.

2. Ввиду значительной маскировки голоса каждого из хористов голосами других певцов, возрастает роль внутренних ощущений певцом собственного процесса звукообразования. Вибрационные резонансные ощущения обеспечивают певцу хороший контроль голоса в условиях затрудненного слухового самоконтроля.
Исходя из этой специфики, основными задачами вокальной организации хора для хормейстера будет тренировка хористов в слиянии тембров на основе совпадения обертонов голосов и специальная ориентация их на собственные вибрационные ощущения, на развивитие виброчувствительности.
Под вокальной организацией хора мы понимаем не просто распевание, тренировку голосовых связок и разогрев голосового аппарата хористов, а настрой их голосового аппарата на активизацию резонаторной системы. Мы акцентируем внимание в первую очередь на включение в голосообразование хористов верхних и нижних резонаторов, используя при этом фонетический и эмоционально - образный методы.

Процесс вокального настроя хора условно делим на 3 этапа:

1. Настройка на головное резонирование, способствующая появлению в голосе высокой певческой форманты, обеспечивающей вокальному звуку высокую позицию, полётный, несущийся в зал звук. Головное резонирование связано с верхними резонаторами, расположенными над связками (полости глотки, рта, носа и его придаточные пазухи). Управление подвижными резонаторами (полости рта и глотки или ротоглоточный рупор) связано с изменением их формы и объёма. Это так называемый певческий зевок или купол , способствующий увеличению объёма ротовой полости и входа в глотку. В основу вокальных понятий, используемых при настройке на головное резонирование, мы вводим эмоционольно-образную терминологию резонансного пения (близкий звук, близкая позиция, головное звучание, высокая позиция, опора звука, опора дыхания и т. д.). Все эти специфические термины связаны с процессом резонирования (резонаторные ощущения или вибрационные). Настройку на головное резонирование производим в тесситуре выше средней и высокой (от си-бемоль 1 октавы до соль- ля 2 октавы у женщин и на октаву ниже у мужчин).

Используем данную тесситуру, потому что на этой высоте вибрационные ощущения локализуются в области лба и головы.

Для проявления резонаторных или вибрационных ощущений в области головы используем сочетание " певческого зевка" или " купола", обеспечивающего положение нёба и глубокую дыхательную основу, с близкой вокальной позицией и с формированием согласных на кончике языка и губ. В качестве инструмента овладения резонансной техникой пения используем эмоциональный настрой, пробуждаем воображение, которое опосредовано воздействуют на певческую установку. Углублению певческого дыхания и натяжению диафрагмы с помощью нижних ребер во время вдоха способствует настрой на состояние лёгкого удивления, восхищения, радостного изумления, вдыхание аромата цветка. Короткое, " острое" звучание в штрихе стаккато способствует вибрационным ощущениям в голове и является наиболее простым в звукообразовании. Для проявления близкой вокальной позиции используем йотированную гласную " ю", слоги "зи", "кви","ква". В пении по нисходящему трезвучию особое внимание уделяем тембральной ровности звучания, переносу высокой позиции на нижние звуки.

Создаём образ посыла звука в одну точку.

Очень эффективным упражнением в настрое на головное резонирование является пение закрытым звуком с открытым ртом, при хорошо сформированном куполе, и дальнейшим переводе закрытого звука на гласные "а" и "и" в нисходящем движении на легато. В процессе настроя хористов на головное резонирование применяем сонорные согласные "н", " м", "л". В сочетании с гласными "и", "а" они во многом решают проблему возникновения вибрационных ощущений в области передней части твёрдого нёба, а также в полости носа и его придаточных пазух. Одновременно этими упражнениями решается и технология пения сонорных согласных, влияющая на дикцию хора.

Возможно использование упражнений по трезвучию в поступенном нисходящем движении на "ма", "на" с распевом гласной. Вопросительная интонация исполнения этих упражнений помогает удержать перенос резонаторных ощущений с верхнего тона на нисходящие. Затем поём упражнения в восходящем движении, настраивая нижний звук на позиционное ощущение верхних тонов ("со лба")

2. Настройка на грудное резонирование.  К нижним резонаторам относятся (грудная клетка, трахея и бронхи). Для эмоционального настроя используем образ торжественности, пафоса, суровости, величественности и т.п. В динамике mf поём на слоги "ро", "ре", "ри", "ра", "ды", "ди" от ми первой октавы в нисходящем движении у женщин (на октаву вниз у мужчин) по основным ступеням трезвучия и в поступенном движении с распевом гласных в штрихе нон легато и маркато. Используем данную тесситуру, потому что на этой высоте вибрационные ощущения локализуются в области груди. В движении вниз возможны ограничения у высоких голосов (1 сопрано и тенора) до соль малой октавы у женщин (октавой ниже у теноров). Очень важно при активизации резонаторных ощущений в груди стараться удержать и головные вибрационные ощущения.

3. Настройка на смешанное резонирование в разных тесситурных условиях. Для этого используем упражнения в восходящем движении по основным звукам развёрнутого трезвучия и в поступенном восходящем движении в штрихе стаккато и легато. Применяем динамику mf на слоги "ро", "ра" "мо","ма . Степень превалирования грудных и головных резонирующих ощущений напрямую связана с тесситурными условиями и индивидуальными особенностями певческих голосов.

В процессе вокальной организации мы унифицируем индивидуальные особенности поющих, приводя их к общему знаменателю. В восходящем движении упражнений от малой октавы у женщин (на октаву ниже у мужчин) превалирование грудного резонирования возможно до ми-фа 1 октавы, а далее до ля первой октавы (октавой ниже у мужчин) стараемся сохранять грудные и головные вибрационные ощущения. Пение в более высоких тесситурных условиях связываем с усилением ощущений головного резонирования, увеличением" купола" и опорой дыхания. Воображением рождаем образ "пружины внутри поющего" или образ "поддерживающего груз человека, крепко опирающегося на ноги под его давлением", или "дерева, корнями прорастающего вглубь земли". Все эти образы создают направленность опоры звука вниз, рождают ощущения звука по вертикали, по всему туловищу, от головы до ног.

Разумеется, этими образами-представлениями не ограничивается арсенал многообразных средств воздействия дирижера на формирование резонансной техники пения. У каждого дирижера могут быть и другие образные представления. Важно только, чтобы они способствовали овладению хористами резонансной техникой , что в конечном итоге открывает новые возможности и для решения художественно-исполнительских задач хорового искусства.

В результате поэтапной вокальной организации хора на основе резонансного пения рождается звук, приближенный к эталону академического певческого тона: звонкий, полётный, округлый, объёмный, «вибратный», ровный по всему диапазону и не напряженный, за чем надо постоянно следить!
Учитывая особенности поступающего студенческого контингента в хор (женские голоса в большинстве сопрано, а мужские - баритоны), комплектация партий в учебном хоре проводится не всегда с учётом природы голоса.
Зачастую в партии альтов поют сопрановые голоса, а в тенорах баритоны и если им не предоставлять возможность в процессе вокальной организации петь в высокой и низкой тесситуре, то можно затормозить их певческое развитие, поскольку партия альтов не способствует развитию диапазона вверх, а партия теноров - вниз. Поэтому в вокальном настрое участвуют одновременно все партии с ограничениями только на крайних нотах общехорового диапазона, как внизу так и вверху.

Мы понимаем вокальную организацию в хоре как сознательное формирование дирижёром резонансной техники пения у хористов, степень совершенства в овладении которой является основным показателем вокальных возможностей хорового коллектива и служит базой для всех основных компонентов хоровой звучности и художественного исполнительства.

Мы считаем, что вокальное воспитание в учебном хоре может продуктивно осуществляться только тогда, когда поющие в хоре студенты являются сознательными созидателями качества звучания (уменье управлять резонаторной системой своего голосового аппарата) и творческая установка руководителя подкрепляется их художественно осознанной волей.

Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально - образные представления, - это эффективный путь воспитания оптимальной певческой техники, прежде всего, - особой психологии пения, которая как воздух необходима каждому хормейстеру в вокальной работе с хоровым коллективом.

Литература:

1. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М, 2002.

2. Позднякова Т.И. Взаимодействие вокальной и мануальной технологии дирижёра в процессе распевания учебного хора (из опыта работы) // Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании: Сборник научно-методических трудов, Иркутск: ИГПУ, 2003.

3. Сафонова В.И. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора) // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка: Научно- методические материалы по итогам Всероссийской научно- практической конференции "Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребёнка", - М.,1999.

Опубликовано:
Вопросы вокального образования. М., 2005, с.19-23

 
След. »
Реклама