Оглавление книги "Резонансная техника пения и речи" Оглавление......................................... 3 Вместо предисловия – из отзывов рецензентов........ 9 От автора-составителя............................. 13 Раздел I. Экспериментально-теоретические основы резонансной техники голосообразования............. 19 В.П. Морозов, С.Б. Яковенко. Об основах резонансной техники в вопросах и ответах...................... 19 В.П. Морозов. Резонансная теория пения............ 43 1. Резонансная теория пения и теории голосообразования....................... 44 2. О термине и понятии «резонансное пение»........ 47 3. Некоторые общие характеристики резонансной теории пения...................................... 49 4. Семь функций певческих резонаторов............. 51 5. Акустические основы РТП........................ 51 6. Физиологические основы РТП..................... 57 7. О психологических основах резонансной теории пения...................................... 61 8. О резонансной теории пения с позиций формальных требований............................. 65 9. О научно-практических аспектах резонансной теории пения .......................... 67 Раздел II. Резонансная техника пения в ощущениях и представлениях известных певцов и методиках педагогов......................................... 75 Камилло Эверарди – выдающийся мастер резонансной школы пения .......................... 75 М.А. Дейша-Сионицкая о роли резонанса в пении..... 80 М.М. Матвеева – педагог эверардиевской школы...... 83 Из воспоминаний М.М. Матвеевой.................... 87 Пять лет в школе маэстро Эверарди................. 88 В.М. Луканин и его метод работы с певцами......... 93 Е. Нестеренко. Слово об учителе................... 93 Из записных книжек В.М. Луканина.................. 97 Ю. Барсов. Вехи творческого пути В.М. Луканина... 100 С.Я. Лемешев. Беседы о его голосе с В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой..................... 104 М.О. Рейзен. «Мой принцип – малое дыхание и петь не напором воздуха, а резонатором»............... 106 И.И. Петров-Краузе. «Резонанс – самое главное у нас в пении!».................................. 108 Е.Е. Нестеренко о своих учителях и вокальной технике ........................... 110 Е.В. Образцова о своем педагоге А.А. Григорьевой и резонансной технике пения ................... 116 П.И. Скусниченко. «Резонансная техника – единственно правильный путь…».................... 120 З.Л. Соткилава. «Пою только на основе резонансной техники» .......................... 121 И.П. Богачева. «Голосовые связки? Надо забыть о них. Поют резонаторы!» .......... 122 В.А. Атлантов. «От резонанса и происходит тембр». 126 Д.А. Хворостовский. «Грудь, плечи – все резонирует» ................................ 129 Р.Т. Яваев. «Если тело, дыхание не резонируют, а только напрягаются, звук пропадает»............ 133 А.М. Седов. О книге Джерома Хайнса «Секреты вокальной техники раскрывают великие певцы»...... 136 «Звезды падают с неба…».......................... 144 Ю.Б. Эдельман. Теория и практика резонансного пения ........................................... 146 Ю.Б. Эдельман. Учитель и ученик.................. 151 Ю.Б. Эдельман. Как нам поднять уровень преподавания классического вокально- исполнительского искусства....................... 155 М.И. Подкопаев. О методологических основах содержания и проектирования курса вокальной методики............................... 161 В.А. Дальская. Резонансная теория пения и педагогическая практика ...................... 170 В.Н. Шерстов. Резонансная теория и вокальная практика в рамках творческой (креативной) педагогики.......................... 177 В.Н. Бучель. «Его величество резонанс» в моей вокально-педагогической практике ................ 183 А.А. Арабей. Методы обучения резонансной технике пения вокального педагога А.Я. Синяева........... 188 Т.Д. Новиченко. Из опыта педагогической работы... 198 Н.В. Дрожжина. Экстраполяция резонансной теориипения на вокальную педагогику музыкальной эстрады............................. 200 В.П. Морозов. О резонансной природе народного пения ............................... 210 Раздел III. Резонансная техника в методиках хормейстеров ................................... 219 В.П. Морозов. Резонанс и хоровое пение........... 219 В.И. Сафонова. Резонансная основа вокальной работы в хоре (из опыта хормейстера)............. 225 В.И. Сафонова. Методическая подготовка студентов к работе с хорами мальчиков в Академии хорового искусства................. 229 Методы вокальной работы в хоре................... 232 Т.И. Позднякова. Из опыта формирования резонансной техники пения в учебном хоре......... 239 Т.И. Позднякова. Вокально-педагогические взгляды профессора Е.Г. Крестинского в свете резонансной теории пения..................................... 244 В.П. Морозов. Г.М. Сандлер – выдающийся хормейстер и вокальный педагог ........................... 250 О замечательных учителях Г.М. Сандлера........... 254 Компьютерные исследования звучания хоров Г.М. Сандлера, А.В. Свешникова и В.Н. Минина .... 259 Резонансная техника пения в работе Сандлера с хором.......................................... 270 Маэстро Сандлер жив в звуках своих хоров......... 279 Е.Г. Родионова-Сандлер. Двадцать лет в хоре Сандлера. Воспоминания дочери маэстро...................... 281 Раздел IV. Резонансная техника в методиках педагогов по сценической речи ................. 295 В.П. Морозов. Резонансная техника и голос актера. 295 И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. Роль резонаторно- артикуляционной системы в воспитании голоса актера........................................... 298 И.Ю. Промптова. Об учебнике «Сценическая речь»... 303 М.П. Оссовская. Работа над голосом. Теоретические аспекты и практические рекомендации.............. 311 Ю.А. Васильев. Сценическая речь. Резонанс действующий ..................................... 318 Ощущение – движение – звучание.................... 319 «Самолеты загудели»............................... 320 Вариация голосовая................................ 321 Interludio........................................ 322 «Резонанс действующий»............................ 322 «Играем для мамы»................................. 324 Об эффективности резонансной техники пения и речи. 327 Ю.А. Васильев. О работах педагогов по сценической речи (краткие рефераты)............ 328 Н.Л. Прокопова. Приемы воспитания резонансной техники в сценической речевой педагогике.......... 332 «Взлетающий альбатрос»............................ 339 «Вырывающийся лебедь»............................. 340 «Бунт скакуна».................................... 341 Б.В. Гладков, М.П. Пронина. О полётности сценического голоса .............................. 344 Е.И. Черная. Воспитание резонансной техники сценической речи ................................. 350 Рекомендации по рождению резонансного звучания.... 356 Поиск резонансного звучания с помощью внешнего «рупора» ................................ 358 Резонаторная лестница............................. 360 Звук в «маске».................................... 361 Звук «из глотки».................................. 362 Сисели Берри о голосе актера...................... 365 Развитие голоса................................... 365 Упражнения........................................ 367 Кристин Линклэйтер о резонансной технике речи..... 369 О релаксации...................................... 370 О дыхании......................................... 371 Осязание звука.................................... 371 Вибрации, которые усиливают звук.................. 372 Резонаторные каналы............................... 372 Резонаторная лестница............................. 373 Голос и эмоции.................................... 373 О фальцете........................................ 374 О дыхании, гортани и резонаторах как системе...... 374 В.П. Камышникова. Резонирующее пространство....... 376 «Резонирующие мячи»............................... 378 «Черепашка»....................................... 379 «Мяч внутри тела»................................. 380 «Звучание в двух точках».......................... 380 «Эхо. Бумеранг»................................... 381 «Вибрирующий карандаш»............................ 382 «Озвученное пространство»......................... 382 «Вибрирующий Тяни-толкай»......................... 383 «Звук "у"»........................................ 383 «Магнит».......................................... 384 К.В. Куракина. Упражнения вокального характера по воспитанию голоса и дикции актера.............. 386 Раздел V. Проблемы исправления недостатков и охраны певческого и речевого голоса ..................... 393 Джэмс Бэтс о воспитании резонансной техники пения у детей .......................................... 393 О недостатках голоса и их исправлении............. 393 Выраженіе лица.................................... 394 О положении языка................................. 395 О роли резонаторов................................ 395 Головной голос.................................... 395 Горловой голос.................................... 396 Дурныя качества «горлового голоса»................ 396 Какъ ставить головной голосъ...................... 396 Дыханіе носомъ.................................... 397 Обычные недостатки дыханія и их исправленiе....... 397 Наименьшая трата воздуха.......................... 398 Упражненія въ упорядоченіи выдыханія.............. 398 Надо чувствовать, что поешь....................... 398 Плохой слухъ слѣдствіе плохого ученья............. 399 О мутацiи голоса.................................. 399 Признаки мутацiи.................................. 400 Полное прекращеніе пѣнія въ періодъ мутаціи у мальчиковъ ..................................... 400 М.С. Агин. Исправление недостатков голоса как проблема комплексного воздействия на работу дыхания, гортани и резонаторов............. 401 В.А. Дальская, А.Д. Червинская. Резонансная основа исправления певческих голосов..................... 415 Л.Б. Рудин. Научные основы охраны голоса, вокальной и речевой методики ............................. 423 15 золотых принципов вокальной и речевой методики. 426 Об авторах........................................ 429
|