Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Поиск

Поиск

Главная arrow Центр "Искусство и Наука"
Центр "Искусство и Наука" Печать E-mail
Автор В.П. Морозов   
26.06.2015 г.

ЦЕНТР «ИСКУССТВО И НАУКА» АН СССР И МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

В.П. Морозов 

Центр «Искусство и наука» утвержден Отделением философии и права АН СССР 15 ноября 1989 г. (руководитель — проф. В. П. Морозов) как творческий союз — для объединения усилий специалистов разных направлений (естественных и общественных) в целях комплексного изучения феномена вокально-музыкального искусства современными научными средствами. Задачи Центра — развитие и углубление знаний о природе человека, его неисчерпаемом духовном потенциале и творческих возможностях, реализуемых в области искусства; развитие и совершенствование на научной основе теории и практики искусства как важнейшего средства духовного обогащения и воспитания людей.

В 1990 г. коллектив исследователей, в который вошли специалисты ИП АН СССР, МГУ, НИИ ОПП АПН СССР, Московской государственной консерватории, Болгарской консерватории и других научных и учебных заведений, работал по теме: «Диалектика природного и социального в развитии художественной культуры человека: комплексные экспериментально-теоретические исследования социально-психологических, психологических, психофизиологических и психоакустических основ вокально-музыкального искусства» (по общесоюзной программе «Человек — наука — общество — комплексные исследования», руководимой акад. И.Т. Фроловым, и по подпрограмме «Диалектика социального и природного в развитии человека, в его отношениях с внешним миром», руководимой чл.-корр. АПН СССР В.П. Зинченко).

Были разработаны четыре основных направления:

1. Анализ художественного типа человека и новых критериев в системе комплексного подхода к разработке проблемы. Показано, что люди художественного склада личности (на модели вокально-музыкальных профессий) по результатам комплексного обследования (с применением разных методик) обладают такими особенностями свойств психики, нервной системы, которые связаны, в частности, с распределением право- и левополушарных функций мозга. Предложен новый показатель психологических свойств человека — степень развитости эмоционального слуха (В.П. Морозов). Установлены положительные корреляции эмоционального слуха с такими базальными свойствами нервной системы человека, как лабильность (по показателям ЭЭГ), латенции вызванных потенциалов (Э.А. Голубева), художественность, эмоциональность и музыкальность, а также с некоторыми аналогичными факторами по тестам Кеттела, Векслера. Выявлена связь уровня развития эмоционального слуха не только с эмоционально-художественными свойствами, что проявляется в доминировании правополушарных функций мозга (В.П. Морозов, Е.Д. Хомская), но и с интеллектуально-логическими способностями человека.

2. Социально-культурологические и психологические аспекты анализа музыки массовых жанров. Произведен анализ рок-музыки как культурологической составляющей жизненной среды современной молодежи (Т.В. Чередниченко), а также феномена «обратная маскировка» (back masking), применяемого некоторыми рок-группами Запада в записях рок-музыки. Показана доступность для восприятия человеком речевой вербальной информации, замаскированной в виде инвертированных во времени записей речевых фраз-команд (В. П. Морозов).

18 мая 1990 г. Центр «Искусство и наука» организовал «круглый стол» «Музыка — психика — здоровье», посвященный проблеме воздействия на человека музыки и музыкотерапии (с участием психологов, врачей-психотерапевтов, искусствоведов, музыкантов).

3. Научный анализ творческой лаборатории выдающихся мастеров вокально-музыкального искусства: психофизиологические основы исполнительской техники. Цель работы — обогащение теории вокально-музыкального искусства, изучение уникальных творческих способностей выдающихся мастеров музыкального искусства. Разработаны методика и два типа анкет-опросников для интервьюирования артистов и проведены исследования (К. П. Карапетров, Болгария; В. П. Морозов, А. С. Яковлева).

4. Изучение психоакустических основ эстетического восприятия музыкальных тембров. Цель — исследование высоких эстетических свойств голосов известных вокалистов, звучания лучших хоровых коллективов, а также скрипок выдающихся мастеров (Гварнери, Страдивари). Выделение объективных акустических коррелят, лежащих в основе эстетических свойств вокально-музыкальных звуков (В.П. Морозов, Ю.М. Кузнецов, А.К. Попов).

 

Впервые опубликовано: Психологический журнал,1991, Том. 12, № 3, С. 150-150.

Последнее обновление ( 01.04.2016 г. )
 
Реклама