Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Контакты Партнеры сайта Поиск

Поиск

Главная arrow Искусство резонансного пения arrow Предисловие 2-е изд.
Предисловие автора ко второму изданию кн. "Искусство резонансного пения" (М., 2008) Печать E-mail
Автор В.П. Морозов   
29.04.2009 г.

Первое издание книги 2002 г. получило хороший резонанс у читателей, быстро разошлось, но, к сожалению, долго не переиздавалось по разным причинам.

Второе издание выходит под грифом учебно-методологического пособия для вокалистов по рекомендации Учебно-методического объединения РФ. Программа по вокальному образованию предусматривает ознакомление обучающихся не только с методом своего педагога, но и взглядами на вокальную технику других авторитетных педагогов и певцов, а кроме того - с научными основами вокальной техники и методики.

В этой связи в книгу внесен ряд дополнительных материалов учебного характера: упражнения маэстро Барра для развития резонансной техники, записанные Б.М. Лушиным (Приложение 4), словарь основных терминов и понятий резонансной теории и техники пения (Приложение 5), Перечень условных сокращений (Приложение 6), ряд дополнительных интервью о технике пения с известными мастерами вокального искусства - И. Богачевой В. Атлантовым, З. Соткилава, Д. Хворостовским, Дж. Раймонди (Приложение 1).

Введен ряд новых разделов (см. содержание книги), в том числе: «О психологических основах грудного резонанса» (§ 5.1.9.), где объясняется психофизиологический механизм воздействия образа (представления) резонансной техники на успешность обучения резонансному пению (§ 5.1.9.1.), раздел «О резонансной природе народного пения» (§ 6.6.), «О тувинском народном (горловом) пении» (§ 6.7., по просьбе читателей первого издания книги). Сделаны некоторые уточнения и исправления. Даются развернутые определения понятия резонансного пения (Введение, Словарь). Увеличено число спектров голоса мастеров вокального искусства (З. Соткилава, И. Богачева, Андрей Иванов, М. Ланца и др., см. Приложение 2). Вводится ряд дополнительных рисунков.

Название книги не означает, что речь в ней идет только о резонаторах. В книге реализован системный комплексный подход к рассмотрению роли всех частей голосового аппарата - дыхания, гортани и резонаторов - в их взаимодействии, с акцентом на важнейшую роль резонаторов, на что раньше не обращалось должного внимания. На основании высказываний мастеров вокального искусства и экспериментально-теоретических исследований обосновывается положение о системообразующей роли резонанса и резонансных (вибрационных) ощущений в овладении техникой резонансного пения см. гл. 8 - Заключение).

Новый статус книги - как учебно-методологического издания - не означает, что книга утратила свое изначальное научно-теоретическое значение. Скорее наоборот: развиваемая в книге резонансная теория искусства пения, ввиду усиления практической части, находит в новом издании более конкретное практическое применение.

Существует мнение, что научиться петь по книгам нельзя, но это не совсем так. Хороший педагог, конечно, необходим. И дай Бог, чтобы вам повезло с педагогом!

Но книга, которая обобщает опыт выдающихся певцов и вокальных педагогов - мастеров резонансного пения, - а эту книгу вы держите в руках, - многое вам может подсказать и от многого предостеречь. Поэтому данная книга тоже учитель. И учитель наиболее совершенной - резонансной технике. Творчески одаренный певец возьмет от многих учителей, в том числе и от книги, лучшее, сохранив при этом свою индивидуальность. Шаляпин, например, оставил целую библиотеку книг с его заметками на полях; среди учителей величайшего из певцов были и книги.

Резонансная техника голосообразования - эффективное средство совершенствования не только певческого, но и речевого голоса (сценическая речь, ораторское искусство и др.). Недаром Станиславский писал о полезности актеру заниматься пением «в резонаторы» (§ 6.3.) и все современные прогрессивные техники сценической речи также обращаются к резонансной основе голосообразования (К. Линклэйтер, С. Берри, В. Камышникова и др.).

Книга адресована певцам и вокальным педагогам разных жанров, профессиональных и непрофессиональных категорий, а также - широкому кругу специалистов, так или иначе связанных с междисциплинарной проблемой голоса человека (акустика, физиология, ларингология, фониатрия, психология, лингвистика и др.). Думаю, что и многочисленная армия любителей пения также найдет в книге немало для себя интересного и полезного.

Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность руководителям учреждений и специалистам, оказавшим поддержку второму изданию книги - Совету по вокальному искусству при Министерстве Культуры РФ, ректоратам Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Тбилисской консерваторий, дирекции Института психологии Российской академии наук, Академии хорового искусства им. А.В. Свешникова, Факультету Мировой музыкальной культуры Академии им. Маймонида, Кафедре сценической речи Академии театрального искусства (ГИТИС), а также лично: народной артистке СССР, профессору, И.П. Богачевой, народной артистке СССР, профессору Е.В. Образцовой, народному артисту России, профессору П.И. Скусниченко, народному артисту Грузии, профессору Н.Д. Андгуладзе, заслуженному деятелю искусств, профессору А.М. Седову, кандидату технических наук, доценту А.В. Харуто, первому заместителю главного редактора Мировой службы ИТАР-ТАСС И.И. Серебрякову, кандидату наук, профессору М.В. Подкопаеву, заслуженному работнику культуры РФ, доценту Т.И. Поздняковой, заслуженному работнику культуры РФ, кандидату педагогических наук М.В. Сидоровой, заслуженному артисту России, певцу и вокальному педагогу Ю.Б. Эдельману, заслуженному врачу-фониатру РФ, заслуженному врачу РФ, певцу и вокальному педагогу В.Т. Маслову, заслуженному деятелю искусств, кандидату искусствоведения Л.Н. Алексеевой, руководителю Межрегионального Шаляпинского центра Ю.И. Тимофееву, старшему научному сотруднику музея им. Бахрушина А.А. Терещенко, доктору психологических наук В.И. Белопольскому, композитору Д.Л. Скрипкину, художественному руководителю Национальной оперы «Эстония» Арнэ Микку.

Я признателен также доктору физико-математических наук В.Н. Сорокину, кандидату физико-математических наук И.С. Макарову, кандидату физико-математических наук А.И. Цыплихину, а также - Генеральному директору германской фирмы HOLMCO Эберхардту Вольфраму и Директору по восточно-европейским связям HOLMCO Петросу Бадаляну за научно-техническую помощь нам в разработках новых технологий исследования резонансных свойств голосового аппарата.

Особая благодарность - многочисленным читателям, приславшим вдохновляющие автора отзывы и конструктивные пожелания.

Наконец, - сердечно благодарю моего неизменного научного сотрудника и технического помощника П.В. Морозова, разделившего со мной все трудности подготовки книги к изданию.

Профессор В.П. Морозов
24 июня, 2008 г. 

Последнее обновление ( 03.05.2011 г. )
 
Реклама