Оглавление книги "Искусство резонансного пения" (изд. 2-е, 2008 г.) |
|
|
Автор В.П. Морозов
|
14.04.2009 г. |
Содержане книги книги "Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники". М., 2008.Е.В. ОБРАЗЦОВА О КНИГЕ .........................................5
ПРЕДИСЛОВИЕ П.И. СКУСНИЧЕНКО ...................................6
ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ ......................10
ОТ АВТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ .....................15
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ РЕЗОНАНСНАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА ПЕНИЯ? .......18
ГЛАВА 1. РЕЗОНАНС КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ......................32 1.1. О значении резонанса .....................................32 1.2. Основные понятия и определения ...........................34 1.3. Три замечательных закона резонанса .......................36
ГЛАВА 2. РЕЗОНАНС В МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКЕ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ......40 2.1. Музыкальные инструменты как резонаторы ...................40 2.2. О голосовых резонаторах братьев наших меньших ............45 2.3. Резонаторы голосового аппарата певца .....................49
ГЛАВА 3. СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ .........52 3.1. Энергетическая функция ...................................53 3.2. Генераторная функция .....................................55 3.2.1. Резонансная природа образования высокой певческой форманты .............................57 3.2.1.1. О роли надгортанного резонатора ......................59 3.2.1.2. О резонансной роли грушевидных пазух .................66 3.2.2. Резонансное происхождение низкой певческой форманты ....69 3.2.3. К обсуждению результатов ...............................74 3.3. Фонетическая функция .....................................77 3.3.1. Резонансная теория речеобразования Г. Гельмгольца ......78 3.3.2. Фонетические особенности вокальных гласных .............82 3.3.3. Проблемы дикции и резонансное пение ....................83 3.3.3.1. «Гласная несет согласную...» .........................85 3.3.4. О фонетическом методе ..................................86 3.4. Эстетическая функция .....................................88 3.4.1. «Неприличные» звуки гортани ............................88 3.4.2. Об эстетической роли ВПФ и НПФ .........................89 3.4.3. Тип голоса певца в свете РТИП ..........................91 3.4.3.1. Как Э. Карузо пел басом ..............................93 3.4.4. О соотношении грудного и головного резонирования .......95 3.4.5. Особая роль носового резонатора ........................96 3.4.6. Теория резонансного происхождения вибрато .............100 3.4.6.1. Вибрато как эстетический атрибут вокального и музыкального исполнительства ...........100 3.4.6.2. О физиологических механизмах образования вибрато ....105 3.4.6.3. О повышенной чувствительности слуха к вибрато .......110 3.4.6.4. Об эстетических аспектах резонансной теории вибрато..111 3.4.6.5. Основные положения резонансной теории вибрато .......112 3.4.7. Об эстетическом эталоне певческого голоса .............115 3.4.8. Голос Шаляпина как эстетический эталон ................117 3.4.8.1. Выдающиеся мастера вокального искусства о голосе и пении Ф.И. Шаляпина ......................117 3.4.8.2. Из истории исследований .............................122 3.4.8.3. Проблема качества грамзаписей .......................124 3.4.8.4. Выделение ВПФ из голоса Шаляпина ....................125 3.4.8.5. Интегральные спектры голоса Шаляпина ................127 3.4.8.6. О природе полётности голоса Шаляпина ................128 3.4.8.7. Роль ВПФ в эмоционально-психологической выразительности голоса Шаляпина .....................129 3.4.8.8. Исследования речевого голоса Ф. Шаляпина ............132 3.4.8.9. Основные выводы .....................................138 3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» - новый метод оценки эстетических свойств певческого голоса .........139 3.4.9.1. Особенности спектра голоса как диагностический показатель ......................140 3.4.9.2. Диагностическая роль вибрато голоса .................144 3.4.9.3. Основные выводы .....................................146 3.5. Защитная функция ........................................146 3.5.1. Первый защитный механизм ..............................146 3.5.2. Второй защитный механизм ..............................148 3.5.3. Третий защитный механизм ..............................149 3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше - резонанс! ....................149 3.5.3.2. О воздействии резонаторов на голосовые связки .......151 3.5.4. Грудной резонатор как объективная реальность и его защитная роль ...................................155 3.5.4.1. Прямые исследования резонанса трахеи ................155 3.5.4.2. Виброметрические исследования грудного резонанса ....156 3.5.4.3. Об изменении объема и формы грудного резонатора .....159 3.5.4.4. О механизме влияния грудного резонатора на спектр голоса ....................................160 3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука в грудном резонаторе.................................163 3.5.4.6. Основные выводы .....................................163 3.5.4.7. Об особенностях грудного резонирования у женщин .....165 3.5.5. Заключение к разделу 3.5. .............................166 3.6. Индикаторная функция ....................................167 3.6.1. О локализации и особенностях резонансных ощущений .....170 3.6.2. О резонаторах-индикаторах .............................171 3.6.3. Особая роль виброчувствительности в системе вокального слуха ............................173 3.7. Активизирующая функция ..................................178 3.8. Об индивидуальных особенностях строения резонаторов у певцов ....................................180 3.9. Заключение и основной вывод к главе 3 ...................184
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЗОНАТОРОВ С РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ (физиологические основы РТИП) .............187 4.1. О взаимодействии резонаторов в пении ....................187 4.2. Взаимосвязь резонаторов с работой гортани ...............188 4.3. О резонансном механизме колебаний голосовых связок певца ..................................189 4.3.1. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории голосообразования. Критика теории Р. Юссона ...........189 4.3.2. Резонансный механизм колебаний голосовых связок в свете РТИП ..........................................192 4.4. О резонирующем певческом дыхании ........................194 4.5. О двойной роли дыхательного аппарата в пении: «мехи» и резонатор ......................................195 4.6. О резонансной сущности «вдыхательной установки» .........197 4.7. «Мы поем диафрагмой...» .................................200 4.8. Дыхание - гортань - резонаторы как система ..............205 4.8.1. Прямые и обратные силы взаимодействия в системе «дыхание - гортань - резонаторы» ......................207 4.8.2. О неавтономности работы гортани: три акустико- физиологических механизма воздействия резонаторов и дыхания на гортань ..................................209 4.8.3. Гортань - особое звено в системе голосового аппарата ..214 4.9. Принцип целостности голосового аппарата певца и его практическое значение ...................................218 4.9.1. Физиологические основы целостности ....................218 4.9.2. Гортань - «заминированная зона!» ......................220 4.9.3. О методах прямого и косвенного воздействия на работу гортани .....................................222 4.9.4. Принцип целостности - методологическая основа педагогики.............................................225 4.10. Заключение и выводы к главе 4 ..........................226
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ ...........228 5.1. Резонансное пение, эмоции и воображение .................228 5.1.1. Об особенностях сценических эмоций ....................229 5.1.2. Резонансная техника пения и эмоции ....................231 5.1.3. О вокалотерапии, или лечебном воздействии резонансного пения ....................................232 5.1.4. Вокальная терминология и резонансная техника пения ....236 5.1.5. Это «волшебное» слово «как будто»! ....................239 5.1.6. О двух психологических установках в пении .............241 5.1.7. «Протокольная правда» и правда художественного воображения ...........................246 5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как воображаемая реальность (о психологической природе резонирующего дыхания) ................................248 5.1.9. «Голос рождается, живет и умирает в груди...» .........251 5.1.9.1. Субъективный образ резонансной техники как психологическое средство ее активизации .............253 5.1.9.2. «Гортани нет! Поют резонаторы!» .....................255 5.1.9.3. Обучение и воображение ..............................256 5.1.9.4. «Секрет успехов ученика - в ухе педагога» ...........258 5.2. О научном обосновании эмоционально-образных методов в вокальной педагогике ..................................259 5.2.1. О художественном и мыслительном типах певцов ..........260 5.2.2. Эмоциональный слух певца ..............................264 5.2.2.1. Тест на эмоциональный слух ..........................265 5.2.3. Эмоциональный слух и музыкальное творчество ...........266 5.2.4. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности .....270 5.2.5. Учение А.А. Ухтомского о доминанте ....................273 5.2.6. Теория функциональных систем П.К. Анохина .............275 5.2.7. Идеомоторный акт и вокальный слух .....................277 5.2.7.1. Представление рождает движение ......................277 5.2.7.2. Слушать певца - значит петь вместе с ним ............280 5.2.8. Теория установки Д.Н. Узнадзе .........................284 5.2.9. Система К.С. Станиславского. Метод предлагаемых обстоятельств ......................287 5.3. О применении научных данных в вокальной педагогике ......291 5.3.1. «Особый цех музыкантов...» ............................291 5.3.2. О «парадоксах» вокальной педагогики ...................294 5.3.2.1. Парадоксы знаний о гортани ..........................301 5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...» .............307 5.3.3.1. Резонансная теория и вокальная практика .............309 5.3.4. Диагностика вокальной одаренности - психологические аспекты ...............................313 5.3.4.1. Проблема оценки вокальной одаренности ...............313 5.3.4.2. Новый комплексный метод диагностики вокальной одаренности .........................................314 5.3.5. Заключение к главе 5. Психологические основы резонансной теории пения (основные выводы) ............315
ГЛАВА 6. О ЗНАЧЕНИИ РТИП ДЛЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ ВОКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ ......................321 6.1. Резонанс и хоровое пение ................................322 6.2. РТИП и современная вокальная музыка .....................326 6.3. РТИП и голос актера .....................................330 6.4. О развитии детского голоса на резонансной основе ........332 6.4.1. Физиологические особенности; влияние перегрузок .......333 6.4.2. Феномен «чистой грифельной доски». Роль импринтинга ...335 6.4.3. Об основных принципах развития резонансного пения у детей ...............................................337 6.4.4. Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей: роль СМИ ..............................................340 6.4.5. Акустические особенности детского голоса ..............343 6.4.6. Метод комплексной диагностики вокальной одаренности детей .....................................347 6.5. О резонансных основах церковного пения ..................348 6.5.1. Церковное пение как историческая праоснова резонансного пения ....................................348 6.5.2. Об унисонном древнецерковном пении ....................349 6.5.3. Об акустике храмовых помещений ........................350 6.6. О резонансной природе народного пения ...................353 6.7. О тувинском горловом пении с позиций РТИП ...............360 6.7.1. Феномен обертонового пения тувинцев ...................361 6.7.2. Акустико-физиологические механизмы «двойного звука» ...363 6.7.3. Особенности резонансных механизмов усиления высоких обертонов при тувинском и академическом пении .366 6.7.4. О самом маленьком внутригортанном резонаторе ..........368 6.7.5. Заключение. «Минздрав предупреждает!..» ...............370 6.8. РТИП и музыкальная звукотехника. Певец, микрофон, акустика зала ...........................................373 6.8.1. О децибелах «разумных» и «безумных» ...................374 6.8.2. О капризах акустики зала и средствах их преодоления ...376 6.8.3. Для резонансной техники нет «плохой» акустики .........377 6.8.4. О пользе звукозаписи. От магнитофона к компьютерной технике ...............................................379 6.8.5. Об электроакустической «косметике» певческого голоса ..380
ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РТИП .........384 7.1. Основные отличия РТИП от традиционной миоэластической теории ..................................................384 7.2. Семь важнейших функций певческих резонаторов ............385 7.3. РТИП о механизмах защиты гортани профессиональных певцов.387 7.4. Чему учит нас опыт мастеров вокального искусства ........391 7.4.1. Проблема общего и индивидуального в технике мастеров ..392 7.4.2. Что типичного в акустических свойствах голоса мастеров академического пения .........................393 - Особенности высокой певческой форманты ..............394 - Особенности вибрато .................................398 - Основные выводы .....................................398 7.4.3. Что общего и типичного в представлениях и высказываниях мастеров о технике пения ..............399 1. Резонанс - это самое главное... ...........................399 2. «Искусство пения - это искусство дыхания» .................400 3. «Гортань должна быть свободной, и никаких фокусов!..» .....401 - Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы» .402 - Об исключениях ......................................403 4. «Над вымыслом слезами обольюсь»: образ, эмоции, воображение. ......................................405 5. Принцип целостности голосового аппарата певца. ............406 7.4.4. Резонансная техника - это певческое долголетие ........407 7.4.5. Природная одаренность и несовершенная техника - это непрофессиональный голос ..........................408 7.4.6. Представления молодых певцов о технике пения ..........408 7.5. Пять основных принципов резонансного пения ..............410 7.6. РТИП и диагностика вокальной одаренности ................413
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕЗОНАНС КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В ПЕНИИ ......................................414 8.1. «Проблема сороконожки» ..................................414 8.2. О двух системообразующих факторах в пении. Распределение их ролей ..................................415 8.3. О вокально-технологическом полиморфизме .................418 8.4. В поисках «единого метода»... ..........................420 8.5. Резонанс и дыхание ......................................423 8.6. «Его величество резонанс!» ..............................425 8.7. В единстве теории и практики... ........................426
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАСТЕРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА О РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ .......................................433 Федор Шаляпин ................................................435 Камилло Эверарди .............................................437 Иван Козловский ..............................................440 Сергей Лемешев ...............................................443 Мария Владимирова ............................................446 Марк Рейзен ..................................................447 Иван Петров-Краузе ...........................................449 Павел Лисициан ...............................................450 Ирина Архипова ...............................................451 Елена Образцова ..............................................452 Ирина Богачева ...............................................454 Евгений Нестеренко ...........................................457 Владимир Атлантов ............................................459 Дмитрий Хворостовский ........................................461 Леонид Сметанников ...........................................464 Зураб Соткилава ..............................................465 Гуго Тиц .....................................................466 Петр Скусниченко .............................................466 Владимир Минин ...............................................467 Николай Гедда ................................................467 Александр Ардер ..............................................468 Мария Дейша-Сионицкая ........................................469 Франческо Ламперти ...........................................471 Луиза Тетрацини ..............................................473 Джакомо Лаури-Вольпи .........................................475 Мария Каллас .................................................476 Дженнаро Барра ...............................................477 Николай Гяуров ...............................................481 Джанни Раймонди ..............................................484 Тоти Даль Монте ..............................................488 Ирис Адами Корадетти .........................................489 Мирелла Френи ................................................490 Лучано Паваротти .............................................491 Монтсеррат Кабалье ...........................................491 Магда Оливьеро ...............................................493 Рене Флеминг .................................................494 Алексей Иванов ...............................................495 Юрий Усов ....................................................501 Поэтические «Трактаты» о пении ...............................502 Е.Г. Крестинский .............................................502 Д.Ф. Тархов ..................................................502
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АЛЬБОМ СПЕКТРОВ ГОЛОСА МАСТЕРОВ ................503
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ВЫСОТЫ И ЧАСТОТЫ ЗВУКОВ ....547
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МАЭСТРО БАРРА .............548
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ РТИП ................553
ПРОГРАММА КУРСА «ИСКУССТВО РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ» ...............562
ЛИТЕРАТУРА ...................................................566
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТРОВ ГОЛОСА .........................590
ANNOTATION ...................................................591
|
Последнее обновление ( 13.04.2013 г. )
|
|