Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Поиск

Поиск

Главная arrow Публикации arrow Теория и Практика Резонансного Пения arrow Некоторые постулаты мировых вокальных школ в свете резонансной теории искусства пения (РТИП)
Некоторые постулаты мировых вокальных школ в свете резонансной теории искусства пения (РТИП) Печать E-mail
Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 
Автор Ю.Б. Эдельман   
11.06.2009 г.

Юрий Борисович ЭдельманНекоторые постулаты мировых вокальных школ в свете резонансной теории искусства пения (РТИП)

Ю.Б. Эдельман
засл. арт. России, доцент вокальных кафедр
Государственной классической академии им. Маймонида и
Государственной академии словянской культуры

Национальные вокальные школы (итальянская, французская, немецкая, русская), прошли длительный путь развития, формируясь в своих традициях, в рамках своих национальных культур, взаимно обогащая друг друга.

Принципы и практические приёмы итальянской школы bel canto оказали наиболее сильное воздействие на формирование других вокальных школ и, наряду с национальной песенной культурой, были их основой. (Итальянцы были первыми. «В 1537 году в Неаполе открылась первая консерватория, а в 1700 году в Болонье - «Великая болонская школа» [4]).

Педагоги и великие певцы прошлого,пользуясь известными вокальными приёмами своего времени, приходили к качественному звуку, ориентируясь,в основном, на слух и на ощущения. Вместе с тем, и в рамках самих национальных школ, менялись принципы постановки голоса в связи с достижениями науки и эмпирическими находками педагогов и певцов.

Как же во все времена, несмотря на различность методов и приёмов, были и есть педагоги и певцы, достигшие вершин в вокальном искусстве?

Причиной тут, на наш взгляд, и вокально-технологический полиморфизм, т.е.способность человека создавать речевой и вокальный звук « при определённых различиях в деталях вокальной техники» [2] и в том, что «...существует некое эталонное звучание, независимо от национальной принадлежности певца» [4].

Рассмотрим насколько моментов такого полиморфизма в истории вокальной педагогики.

Старая итальянская школа, как известно, практиковала грудное дыхание,а новая - грудо-диафрагматическое дыхание [3]. А вот Броджи (Broggi), знаменитый певец и педагог известного фониатра И.И. Левидова, у которого тот учился в Милане, высказался о дыхании вообще нейтрально-безразлично: «Пойте хорошо, а дышите так, как это вам удобно».

Наконец, современные мастера, в большинстве своем, используют полное дыхание, т.е. задействуют все группы мышц, связанных с дыханием [5].

«Вокально-техническое совершенство может быть достигнуто при любом типе дыхания, т.е. для пения можно употреблять различные типы дыхания».-подвёл в своё время итог Л.Б.Дмитриев [1].

Так как же, при столь различных подходах к дыханию, во все времена были великие певцы?

Это становится сегодня ясным из резонансной теории искусства пения.

«Певческое дыхание...- это озвученное дыхание, резонирующий поток звуковых волн » [2].

Когда дыхание превращается из простого потока воздуха в резонирующий поток, тогда пение, как становится понятно, при любом типе дыхания получает опору звука, опору дыхания и певец может быть мастером.

Такие же рассуждения справедливы и применительно к другим моментам вокальной технологии. Возьмём, к примеру, атаку звука.

Например, Э.Гарсиа и М.Маркези рекомендовали жесткую атаку, а современная педагогика, по преимуществу- мягкую атаку.

Каким образом при столь различных атаках и в первом, и во втором случаях были великие мастера пения?

Как струна, скажем, рояля, может резонировать на звук извне, имеющий в своём составе её (струны)собственную частоту, так и голосовые связки могут резонировать, отзываясь на звук, ими же порожденный, если этот звук нашел устойчивый резонанс в полостях-резонаторах. Это явление называется автоколебанием.

«Как мы видим, механизм колебания голосовых связок чрезвычайно сложен, имеет резонансную природу, заключается во взаимодействии резонансных свойств голосовых связок не только с дыханием, но и с окружающими резонаторами-полостями голосового тракта» [2].

Таким образом, если в какой-то момент удаётся создать резонанс полостей грудного и головного резонаторов,тут же связки, при любом типе атаки, переходят в режим автоколебания и пение становится качественным.

Главной задачей постановки голоса должно быть качество звука! Т.е. создание «скрипки Страдивари». Известны великие певцы с большим диапазоном голоса и с небольшим диапазоном. Есть мощные голоса, есть камерные голоса. Есть красивые тембры, есть менее красивые тембры.

Но все великие певцы, при всей разнице их индивидуальностей, поют качественно!

По РТИП - это присутствие в голосе ВПФ(высокая певческая форманта), НПФ(низкая певческая форманта) и вибрато в соответствующих величинах и пропорциях. «У мастеров средний уровень ВПФ примерно в три раза выше, чем у непрофессиональных и эстрадных певцов, высокая стабильность уровня несущих частот и амплитудно-частотная стабильность вибрато» [2].

В процессе пения, в создании голоса участвуют сотни мышц. Мышцы начинающего певца и певца в расцвете таланта, конечно же, отличаются друг от друга. Но развивать мышцы следует через пение, под руководством резонанса, который один только знает, в какой пропорции каждая из сотен мышц должна развиваться.

Системообразующими факторами в пении являются слух и вибрационное чувство.

Через слух и вибрационное чувство надо учиться создавать резонанс.

РТИП показывает, что только резонанс знает, как создать в процессе пения гармонию всех частей голосового аппарата. Мне представляется, надо искать, «поймать» резонанс, изменяя размеры резонирующих полостей. И возникший резонанс тотчас, как хороший дирижёр, приведет «оркестр» из мышц к гармоничной, согласованной работе, результатом которой будет качественный звук.

Резонансная теория искусства пения даёт современное, научно обоснованное, опирающееся на практику выдающихся педагогов и певцов, понимание процесса пения. Вокальным педагогам и певцам необходимо изучить, понять и взять на вооружение всё ценное, что в ней есть.. Мне представляется, что сегодня в этом перспектива развития и дальнейшего подъёма нашей вокальной школы.

Литература.

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.,1968. (2-е изд.: М.,1996).

2. Морозов В.П. Искусство резонансного пения.Основы резонансной теории и техники.МГК им.П.И.Чайковского,ИП РАН,Центр «Искусство и наука». М., 2008.

3. Назаренко И.И. Искусство пения. М., 1968.

4. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии ХVII-ХХ веков. - Издательский дом «Золотое Руно», 2004.

5. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов и некоторые методы и го исследования. Сб. трудов. Вып. 25. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1975.


Опубликовано:
Сборник научных трудов II конгресса Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика, М., 2009, с. 325–327.

Последнее обновление ( 08.06.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Реклама