Главная Новости Публикации Знаете ли Вы... Поиск

Поиск

Главная arrow Публикации arrow Теория и Практика Резонансного Пения arrow Теория и практика резонансного пения
Теория и практика резонансного пения Печать E-mail
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
Автор Ю.Б. Эдельман   
08.07.2005 г.

Юрий Борисович ЭдельманТеория  и практика резонансного пения 

Ю.Б. Эдельман
Педагог вокальных кафедр
Государственной классической
академии им. Маймонида,
МГПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова,
Института художественного творчества

В 2002 году вышла замечательная книга профессора Владимира Петровича Морозова «Искусство резонансного  пения».

Эта монография – энциклопедия вокалиста, в которой через призму резонансного пения рассматриваются все компоненты рождения качественного певческого голоса. Это и  вопросы дыхания, и опоры, и работы гортани,  и  вопросы акустики, и психология певца. И  бесценные высказывания о технике пения мастеров вокального искусства.  В этой книге найдут для себя материал  к изучению и  вокалист-профессионал,  и  вокальный педагог, и  студент, и  ученый,  и специалист хорового пения, и  актер драматического театра,  и поющий  в храме,  и работающий с  детскими голосами…

Эта книга – первый всеобъемлющий труд по теории и практике резонансного пения в нашей стране – результат многолетней работы автора, его научных поисков и открытий, суммирующий передовые научные исследования в этой области российских и зарубежных ученых.

Да кому же, как не Владимиру Петровичу Морозову (я думаю, ему одному и по силам) было возможно обобщить всю мировую теорию и практику резонансного пения.

Владимир Петрович Морозов, доктор биологических наук, профессор, автор более 500 научных и публицистических трудов по изучению певческого голоса, академик Международной академии творчества   и Нью-Йоркской академии наук, руководитель Отдела научно-экспериментальных исследований музыкального искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, непременный участник российских и  международных вокальных конференций, 45 лет занимается исследованием певческого голоса, лично общается со многими и многими известными учеными в  этой области, великими мастерами-вокалистами и  выдающимися педагогами.

Сейчас, благодаря доступности множительной техники и компьютеризации, возможность излагать и  распространять свои концепции в области воспитания голоса доступна всякому желающему. Это хорошо. Ибо, как сказал К.С. Станиславский: «Обязанность каждого артиста, все равно великого или малого, писать о своем искусстве, хотя бы потому, что наше искусство умирает вместе с  нами   и живет только для наших современников».

Но сколько же  во многих работах рискованных  и безапелляционных советов! Один рекомендует специальный «галстук», давящий на шею и  вызывающий сопротивление этому давлению, что, якобы, должно помогать  в пении; другой советует рукой трясти учениц за низ живота, чтобы таким образом добиться… вибрато (увлекательный метод для педагогов-мужчин!).

Я бы не останавливался на этих примерах (дай Бог им всем добиться успеха  в  нашем деле), но на этом фоне вызывает особое уважение деликатность, с  которой крупнейший ученый с мировым именем профессор  В.П. Морозов излагает свои концепции. Это деликатность настоящего ученого и  мудрого человека, знающего, что искусство – это не математика, где дважды два – всегда четыре.

«Цель настоящего издания… состоит не столько в  том, чтобы решить окончательно все многочисленные вопросы резонансного пения – для этого науке в сотрудничестве   с практикой предстоит еще нимало поработать, – пишет В.П. Морозов в  предисловии к своей книге, - сколько в  том, чтобы заинтересовать, привлечь внимание вокалистов к поистине фантастическим возможностям резонанса для совершенствования певческого голоса. Ибо понятие резонанса, хотя и  бытует среди вокалистов, далеко не нашло еще массового применения на практике. Между тем, мастера вокального искусства именно из этого источника черпают силу, красоту и  неутомимость своего голоса». 

Я трижды прочел эту книгу, был на интереснейших лекциях профессора и  еще не раз обращусь к  этой книге, в  которой каждый раз нахожу для себя интересное и  новое,  а  часто  и ранее незамеченное или непонятое. 

Почти все музыкальные инструменты (и скрипка, и  виолончель,  и рояль, и пианино, и  арфа, и  труба,  и барабан,  и орган, и  т.д.) имеют резонаторные полости. Резонаторные полости имеет и  человек. Пытаясь осмыслить теорию и практику резонансного пения по профессору В.П. Морозову, рассмотрим некоторые детали работы вокального аппарата.

Вот заработали связки – разумеется, по команде головного мозга, который предварительно отрегулировал натяжение, толщину,  зону соприкосновения связок и т.д., согласно частоте и  силе требуемой ноты, и «отпустил» связки размыкаться под действием давления воздуха (дав одновременно команду на работу «мышцам-выдыхателям»).

Когда смыкаются связки, повышается давление под ними и  это давление дает возможность воздуху «прорваться» сквозь них, рождая звук, похожий на тот, что создают плотно сомкнутые губы, когда мы через них «проталкиваем» воздух. Об эстетических свойствах такого звука говорить не приходится.

Но как же такой неприятный звук (!) превращается в красавец-звук у мастеров пения?

Если вы «играли» когда-нибудь на мундштуке от горна (трубы), то слышали, какой звук создает сам мундштук. Ужас! И  в какую красоту превращается этот звук, пропущенный через горн! Как это происходит? Благодаря резонансу! Это чудо происходит в резонаторных полостях горна, которые сконструированы таким образом, что усиливают те частоты, которые нужны, и гасят те частоты, которые не нужны для создания красивого звука, восхищающего нас. (Возможно, если б какая-то обезьяна, издающая пронзительные, ужасные для нашего слуха вопли, конструировала горн, она бы подобрала резонаторные полости таким образом, чтобы звук горна соответствовал ее «эстетическим требованиям»). Вот одна из главных функций резонаторов – эстетическая: формирование красивого (на наш  слух) звука.

А посмотрите, сколько у нас резонаторов – больше, чем во многих инструментах: бронхи  и   трахея, глотка и  рот, носовая полость, а над  связками – маленькая, но очень важная надсвязочная полость (была обнаружена Л.Б. Дмитриевым под рентгеном). Это она создает ту высокую певческую форманту, которая звенит и  сверкает в  хороших голосах и без которой голос становится глухим, неполетным, неполноценным. Экспериментально это доказано В.П. Морозовым в опытах по удалению высокой форманты из звука певческого голоса (с помощью компьютера), которые он демонстрирует на своих лекциях. Кроме того, эта маленькая   резонаторная полость, напоминающая сопло ракеты или маленький рупор (сужение, а потом расширение), создает так называемое акустическое сопротивление и связки начинают работать в более благоприятном режиме – появляется звук на опоре (это защитная функция резонаторов).

Но как же управлять этим маленьким драгоценным резонатором? Означает ли это, что певец должен пытаться сознательно сужать вход в гортань?

Этого ни в коем случае нельзя делать путем прямого волевого усилия, направленного на сужение входа в гортань, - предупреждает В.П. Морозов, ибо это немедленно приводит к зажатию гортани и потере всех певческих качеств голоса. «Гортань должна быть свободной, и никаких фокусов!», – говорил М.О. Рейзен, у которого автор книги брал интервью о технике резонансного пения (стр. 390-391). Об этом же говорят и другие величайшие певцы, включая Шаляпина, Лемешева, Карузо, Тетрацини, Гяурова и других, мнения которых автор приводит в своей книге. Говорится в книге и о способах не прямого, а опосредованного управления работой гортани и резонансом с помощью правильного певческого дыхания, опоры звука на диафрагму («Мы поем диафрагмой», - считает Л. Паваротти, подчеркивая ее важнейшую роль в пении). В частности, и надсвязочная резонаторная полость всегда присутствует у певцов, поющих на хорошей диафрагматической опоре и отсутствует у тех, кто не владеет певческим дыханием.
Еще два мощных резонатора – грудной и ротоглоточный. Ротоглоточным резонатором управлять сравнительно легко; т.е подстроить рот и глотку (путем зевка) под размер и объем, в котором начнет резонировать данный звук.

Гораздо труднее добиться резонанса трахеи  и бронхов (грудного резонирования). Но «грудной резонатор может усиливать не только низкую певческую форманту (400-600 Гц), но и  более высокочастотные области спектра голоса, вплоть до высокой певческой форманты (~ 2500 Гц у  мужчин и  3300 Гц у высоких женских голосов)». Увлекающимся исключительно «маской» стоит вдуматься в эти высказывания профессора В.П. Морозова: «…без поддержки нижнего резонатора верхний микстовый («прикрытый») регистр не будет совершенным ни в  эстетическом, ни в  технологическом отношении». Об этом же свидетельствуют высказывания выдающихся певцов, приводимые автором в книге «Искусство резонансного пения».

А еще есть резонаторы-индикаторы. Это гайморовы полости (по бокам носовой полости), решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи. Эти полости, резонируя на высокой частоте, не добавляют напрямую к звуку ничего. Но этот резонанс помогает и  облегчает работу гортани (активизирующая функция) и является индикатором качественного звука (индикаторная функция). Резонаторы-индикаторы подсказывают певцу: «мы резонируем, значит ты создаешь звук верно».

Профессор В.П. Морозов впервые определил 7 функций певческих резонаторов:

1) энергетическая;
2) генераторная;
3) фонетическая;
4) эстетическая;
5) защитная;
6) индикаторная:
7) активизирующая.

Резонаторы усиливают звук (теоретически бесконечно!), формируют гласные, придают певческий тембр и полётность голосу, защищают связки и  гортань от перегрузок, являются индикатором правильного пения (через вибрацию), активизируют работу всего вокального аппарата и, в первую очередь, связок.

В  статье невозможно пересказать не только эту книгу, но даже и важнейшие ее моменты: нужно читать.

Уверен, что «Искусство резонансного пения» профессора В.П. Морозова станет настольной книгой каждого мыслящего и  ищущего вокалиста.

Хочу привести статистику по вокальному классу при Ассоциации «Классическое наследие», которым руковожу 6 лет непрерывно. Здесь нет приема по конкурсу (брали всех, кто приходил) и в первый год было всего три ученика, во второй – 7, а теперь стабильно занимаются 20 человек очень разного возраста. И в этих условиях состоялось 17 поступлений на вокальные отделения вузов и колледжей Москвы (в том числе, в Музыкально-педагогический государственный институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, в Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), в Государственную классическую академию им. Маймонида и т.д.). Это практическое подтверждение правильности и  ценности теории резонансного пения, горячим сторонником которой я являюсь.

Думаю, со мной согласятся многие вокальные педагоги и Научно-методический совет по вокальному образованию при Министерстве культуры РФ, что книгу профессора В.П. Морозова «Искусство резонансного пения» следует рекомендовать в качестве обязательного учебного пособия для вокальных кафедр вузов страны.

Опубликовано:
Вопросы вокального образования. М., 2005, с.30-33

Последнее обновление ( 12.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Реклама