Доклад В.П.Морозова «Школа резонансного пения Г.И. Тица в свете научных исследований» |
Автор Пётр Морозов | |
29.04.2010 г. | |
23 апреля с.г. в Московской гос. Консерватории им. П.И. Чайковского прошла межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося вокального педагога Гуго Ионатановича ТИЦА (1910-2010): «Школа резонансного пения в свете научных исследований». Профессор В.П.Морозов выступил на конференции с докладом «Школа резонансного пения Г.И.Тица в свете научных исследований». Докладчик привел ряд опубликованных высказываний Г.И.Тица о его вокальном педагоге Э. Гандольфи, свидетельствующих о резонансной природе великолепного голоса самого Э. Гандольфи и резонансной методике его преподавания, а также привел высказывания самого Тица о необходимости связи грудного и головного резонаторов как методической основы формирования голоса (вокальной методики). Во второй части доклада В.П.Морозов продемонстрировал результаты научно-экспериментальных компьютерных исследований певческого голоса и показал на примере голоса Ф.Шаляпина, что группы усиленных обертонов в звуке хорошего певческого голоса, известные под названием высокая и низкая певческие форманты, имеют резонансное происхождение, т.е. связаны с активностью головного и грудного резонаторов певца. Таким образом, пояснил докладчик, вокально-методическая позиция проф. Г.И.Тица о необходимости взаимосвязи грудного и головного резонаторов, которую поддерживает также ученик и последователь Тица - зав. кафедрой сольного пения, проф. П.И. Скусниченко, находит научно-экспериментальное подтверждение. Проф. В.П.Морозов подчеркнул также, что необходимость взаимосвязи грудного и головного резонансов непременно требовал от своих учеников выдающийся вокальный педагог Камилло Эверарди (1825-1899) и его своеобразно выраженный метафорический совет: «Ставь голова на грудь, а грудь - на голова» (что означало «соединяй грудной и головной резонансы») давно стал крылатым афоризмом, т.е. признан большинством грамотных вокальных педагогов. Докладчик указал на большое практическое значение резонансной техники пения, которая придает голосу высокие эстетические качества - яркость, мягкость, звонкость, легкость, неутомимость, а также такое важное профессиональное свойство певческому звуку, как полётность, т.е. способность преодолевать заглушающее воздействие оркестрового сопровождения («резать оркестр» по выражению дирижеров) и озвучивать большие концертные залы. В.П. Морозов продемонстрировал любопытный опыт , доказывающий значение высокой певческой форманты; удаление из олоса хорошего певца высокой певческой форманты (с помощью компьютерной техники) лишает голос приятной на слух звонкости, а также (по экспериментальным данным автора) - и свойства полётности. В заключение докладчик упомянул, что сторонниками и мастерами резонансной техники пения был не только Г.И. Тиц, но были и являются многие другие известные педагоги и мастера вокального искусства прошлого и настоящего времени (судя по их высказываниям, приведенным в монографии «Искусство резонансного пения»), в частности - М.Рейзен, И.Петров-Краузе, Е.Образцова, Д.Хворостовский, Дж.Барра, Р.Флеминг и другие. В качестве примера докладчик привел слова выдающегося итальянского певца солиста Ла Скала Джакомо Лаури Вольпи: «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распространяться не может». Таким образом, школа и метод резонансного пения с вокально-технической точки зрения - это искусство управления певцом резонансными свойствами своего голосового аппарата с целью получения высоких эстетических свойств певческого голоса. |
|
Последнее обновление ( 21.11.2010 г. ) | |
« Пред. | След. » |
---|