П.И. Скусниченко о В.П. Морозове и его книге "Искусство резонансного пения"
Предложение ректората Московской консерватории написать отзыв на новую книгу профессора В.П. Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» я принял с удовольствием. В.П. Морозов хорошо известен вокалистам как авторитетный ученый-исследователь певческого голоса по своим ранее изданным книгам: «Вокальный слух и голос», «Биофизические основы вокальной речи» и особенно - «Тайны вокальной речи», наиболее популярной у певцов. В этой книге он очень живо и интересно пишет о достижениях науки в изучении певческой техники, в том числе и о роли резонанса в пении. Но В.П. Морозов знает вокал не только как исследователь, но и как певец. Он обучался резонансной технике пения в классе сольного пения у известного вокального педагога М.М. Матвеевой, кстати говоря, вместе с ныне народным артистом СССР, Е.Е. Нестеренко, о чем Евгений Евгеньевич пишет в своей книге «Размышления о профессии» (М.: Искусство, 1985). В студенческие годы В.П. Морозов пел в хоре известного хорового дирижера заслуженного деятеля искусств Г.М. Сандлера. В 1960 году он возглавил Научную лабораторию по изучению певческого голоса при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римкого-Корсакова, в которой развернулись его исследования профессиональных певцов и резонансной техники пения. Сегодня профессор Морозов продолжает эту работу в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в должности заведующего Отделом научно-экспериментальных исследований музыкального искусства и как руководитель Межведомственного центра «Искусство и Наука». Он также читает курсы лекций по резонансной теории искусства пения для вокалистов и теоретиков. Тема резонанса в пении всегда была важной, трудной и, я бы сказал, по сей день остается наиболее злободневной проблемой вокальной педагогики. Я глубоко убежден, что резонансная техника пения - единственно правильный путь воспитания профессионального певца. Ее сторонником был мой педагог - профессор Г.Н. Тиц. Когда я поступил в консерваторию, будучи, как мне казалось, уже сложившимся певцом, он целый год держал меня на упражнениях, развивающих резонансные ощущения, близкий звук. Моя педагогическая практика показывает, что воспитание у молодых певцов резонансной техники пения, как правило, быстро приводит к хорошим результатам, яркости, силе, ровности голоса, овладению верхами. Двадцать лауреатов общероссийских и международных конкурсов вокалистов, которых мне посчастливилось воспитать, прошли в моем классе резонансную школу пения. С помощью резонансной техники мне не раз приходилось восстанавливать, возвращать к жизни практически потерянные голоса (в результате неправильной певческой установки, культа голосовых связок, снятого c опоры, лишенного резонанса дыхания и т.п.). О резонансе и его важной роли в пении, в общем, известно любому грамотному вокальному педагогу. Но проблема в том, что далеко не каждому удается успешно реализовать резонансный принцип в своей педагогической практике. Многое зависит и от ученика и от методов обучения, но основная причина - сложность самого понятия резонанса и отсутствие в вокально-методической литературе его толкового объяснения, его важной роли в пении. Нет и практических руководств по воспитанию у певцов резонансной техники пения. Книга Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» восполняет этот недостаток. Это обстоятельный научный труд, написанный автором по результатам его многолетних исследований. Ценность книги в том, что автор преподносит нам не голую научную теорию, а исходит из певческой практики, опирается на практику выдающихся певцов - Ф.И. Шаляпина, Дж. Лаури-Вольпи, М. Каллас, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко, Л. Паваротти и многих других (см. Приложение 1). Крупнейшие певцы выступают как бы соавторами В.П. Морозова, как он пишет, в защите основных положений его резонансной теории. Он анализирует их высказывания о резонансной технике пения, опыт вокальных педагогов, использующих резонансные методы работы над голосом, научно их объясняет и делает практические выводы. Лично для меня в книге содержится много нового и интересного. Выводы из резонансной теории Морозова имеют большое практическое, вокально-методическое значение, так как ориентируют сознание певца, его психологию на максимальное использование резонаторов. Тем более, что автор подкрепляет эти теоретические выводы ссылками на высказывания мастеров вокального искусства, говорит о методах управления резонансом. Практически работу резонаторов певец хорошо ощущает благодаря их сильной вибрации, изученной Морозовым с помощью специальных приборов. Эти вибрационные ощущения и служат певцам ориентиром для правильной настройки резонаторов, соединения их с дыханием, достижения «резонирующего дыхания», как пишет автор, и это очень важный практический вывод (§ 3.6.). Практические выводы для вокальной методики содержатся также в гл. 4 и 5. (см. Содержание) Среди певцов и педагогов немало сторонников горловых, связочных «теорий» постановки голоса. Автор справедливо говорит о двух вокально-методических установках при обучении пению (гл. 5), научно доказывает опасность культивирования у учеников «связочных ощущений», манипулирования ими и подчеркивает перспективность развития ориентации на резонансные вибрационные ощущения как показатели активности резонаторов (опять-таки ссылаясь на мнение известных певцов и педагогов). Хочу отметить деликатное отношение автора книги к приверженцам связочно-горловых методов. Это не их вина, считает Морозов, ибо их так учили и они сами так пели, не ведая, что можно и нужно петь по другому (см. Заключение). Я бы добавил, что беда в том, что они так учат других. Автор книги, однако, не обрушивается с уничтожающей критикой на «инакомыслящих», как это сегодня у нас принято, а избирает позитивный путь агитации, многократно показывая выгоду для певца резонансного механизма пения. Как член жюри многих конкурсов вокалистов, я с сожалением не раз убеждался, что безусловно богатая вокальная природа певца значительно проигрывает из-за усвоенных им нерациональных навыков пения и, прежде всего, недостаточного использования резонансных возможностей голоса, отсутствия связи дыхания с резонаторами или, как пишет В.П. Морозов, - «резонансного дыхания» (гл. 4). В нашей стране - миллионы поющих людей, многие из которых стремятся стать профессиональными певцами. Насколько удается им это - во многом зависит от вокального педагога, от его вокально-методической установки. У медиков существует «Клятва Гиппократа», суть которой - «НЕ ПОВРЕДИ!». Хорошо бы и нам, вокальным педагогам, тоже давать такую клятву, поскольку в наших руках здоровье голоса и будущее певца. А чтобы ее выполнить, надо придерживаться естественных и эффективных методов вокальной педагогики, знать резонансную природу певческого голоса и опыт выдающихся певцов. Этому и посвящена книга проф. В.П. Морозова «Искусство резонансного пения». Это первый в нашей стране вокально-методологический труд, научно обосновывающий методы овладения резонансной техникой пения. В книге говорится также о практическом методе диагностики вокальной одаренности, разработанном В.П. Морозовым на основе его теории. Думаю, что многие певцы и вокальные педагоги прочтут эту книгу с интересом и несомненной пользой для себя. Она написана понятно и вполне может служить руководством для вокалистов по резонансной технике пения. Председатель Научно-методического совета по вокальному искусству при Министерстве Культуры РФ, декан вокального факультета, заведующий кафедрой сольного пения Московской государственной консерватории, народный артист России, профессор П.И. Скусниченко
|