Предисловие автора к первому изданию кн. "Искусство резонансного пения" (М., 2002) |
![]() |
![]() |
Автор В.П. Морозов | |
23.04.2009 г. | |
Резонансная теория искусства пения (РТИП) - это результат обобщения более чем сорокалетнего опыта автора по научно-экспериментальному изучению резонансной природы певческого голоса и техники пения. Настоящее издание вначале было задумано как научно-методическое пособие к спецкурсу лекций автора по РТИП. Данный курс разработан и читается мною в течение последних десяти лет для вокалистов и музыковедов на факультете повышения квалификации и кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории в рамках более широкой проблемы «Научные основы вокального искусства». Краткая информация об этом курсе опубликована в выпуске «Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений» (М., 1995), а также в сборнике материалов научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение» (М., 1996) под названием «Резонансная теория пения. Комментарии для вокалистов». Курсу лекций по РТИП предшествовал многолетний опыт моей работы по экспериментальному исследованию певческого голоса. Начало было положено еще в 50-60-х годах в организованной по инициативе автора Лаборатории по исследованию певческого голоса при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, а в последнее десятилетие продолжились в Московской консерватории и Институте психологии Российской Академии наук по программе Межведомственного центра «Искусство и Наука» (организован в 1989 г.). За эти годы были изучены голоса многих сотен певцов разной квалификации, включая выдающихся мастеров вокального искусства: Ф.И. Шаляпина, С.Я. Лемешева, И.С. Козловского, Э. Карузо, Т. Руффо, М. Ланца, М. Баттистини, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко, И.П. Богачевой, В.А. Атлантова, многих других. Результаты были доложены автором на многих российских и международных конференциях, опубликованы во многих печатных трудах; сегодня их более 400, включая ряд монографий (см. список литературы). И тем не менее, настоящее издание носит совершенно особый характер. Во-первых, здесь впервые обобщены многолетние работы автора по акустике, физиологии и психологии резонансной техники пения, по экспериментальному изучению активности резонаторов у певцов разной квалификации и при разных техниках пения. Полученные данные сопоставлены с акустическими и эстетическими свойствами голоса обследованных певцов. Во-вторых, в настоящем издании впервые обозначены и рассматриваются семь важнейших функций певческих резонаторов, обеспечивающих высокие эстетические и технические свойства профессионального певческого голоса: 1) энергетическая, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетическая, 5) защитная, 6) индикаторная и 7) активизирующая. В-третьих, впервые активность резонаторов рассматривается во взаимодействии с работой гортани и дыхания, т.е. реализуется системный подход к целостному изучению работы голосового аппарата при резонансной технике пения, обосновывается принцип целостности. Поскольку РТИП адресована вокалистам, автор стремился изложить суть дела по возможности доступным для них языком. Да и цель настоящего издания (равно как и читаемого курса) состоит не столько в том, чтобы решить окончательно все многочисленные вопросы резонансного пения - для этого науке в содружестве с практикой предстоит еще немало поработать, - сколько в том, чтобы заинтересовать, привлечь внимание вокалистов к поистине фантастическим возможностям резонанса для совершенствования певческого голоса. Ибо понятие резонанса, хотя и бытует среди вокалистов, далеко не нашло еще должного массового применения на практике. Между тем мастера вокального искусства именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость своего голоса. В разработке РТИП автор опирался не только на свои собственные работы, но и на труды многих отечественных и зарубежных коллег, а также - на обсуждение разных аспектов РТИП со многими учеными, певцами, вокальными педагогами. Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность доктору физико-математических наук, профессору, академику РАЕН Н.А. Дубровскому, доктору физико-математических наук, профессору В.Н. Сорокину, доктору технических наук, профессору В.Р. Женило, народному артисту РФ, доктору искусствоведения, профессору С.Б. Яковенко, народному артисту СССР И.И. Петрову, народному артисту СССР, профессору Е.Е. Нестеренко, народной артистке СССР, профессору Е.В. Образцовой, заслуженному артисту РФ, профессору П.И. Скусниченко, заслуженному деятелю искусств, профессору Б.М. Ляшко, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой, академику РАЕН, профессору К.В. Тарасовой, доктору искусствоведения, профессору А.С. Яковлевой, доктору педагогических наук, профессору Г.П. Стуловой, доктору мед. наук, профессору Ю.С. Василенко, кандидату медицинских наук, врачу-фониатру Т.Е. Шамшевой, кандидату искусствоведения В.Л. Чаплину, кандидату искусствоведения, профессору А.Н. Киселеву, кандидату педагогических наук, профессору В.И. Сафоновой, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику ВЦ МГК Ю.М. Кузнецову, кандидату педагогических наук, профессору М.С. Агину, моим зарубежным коллегам - профессору Софийской консерватории Константину Карапетрову, профессору Пражской консерватории Пшемислу Кочи. Не могу не упомянуть о весьма полезных обсуждениях резонансной проблемы в пении с ныне, увы, уже почившими доктором физико-математических наук, профессором С.Н. Ржевкиным, народным артистом СССР М.О. Рейзеном, народным артистом СССР И.С. Козловским, доктором Раулем Юссоном (в форме переписки), профессором Софийской консерватории Ильей Иосифовым, участвовавшим в наших исследованиях, и особенно - с доктором искусствоведения, профессором Л.Б. Дмитриевым, с которым автора связывала многолетняя творческая дружба, и о чем следует сказать несколько подробнее. В научных представлениях о певческом процессе мы были во многом солидарны, но вместе с тем каждый из нас шел своим путем. Леонид Борисович, будучи по своему начальному образованию врачом-ларингологом, основное внимание посвятил изучению гортани певцов рентгеновским методом и внес в эту область наиболее значительный вклад. На эту тему он еще в 1957 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, а в 1969 году, уже как вокальный педагог - диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения (по книге «Основы вокальной методики»), на защите которой я выступал оппонентом. Вполне естественно, что он был убежденным сторонником популяризации среди певцов прежде всего знаний о сложных механизмах работы гортани в пении, что и нашло отражение в его трудах и педагогической работе. Я же на основании многолетних исследований активности певческих резонаторов, спектров голоса и анализа практики опытных педагогов и мастеров вокального искусства (в основном в период работы в должности зав. Лабораторией по изучению певческого голоса Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова) убедился в целесообразности (и эффективности) формирования у певцов прежде всего резонансных представлений о собственном голосе во взаимосвязи с диафрагматическим певческим дыханием (которое также было предметом моих экспериментальных исследований). Эти идеи я и пропагандировал в своих книгах и лекциях для вокалистов. Несмотря на эти различия научно-исследовательских и вокально-методологических позиций, мы были близкими друзьями и постоянно ссылались друг на друга в своих научных трудах. Более того, я убежден, что мы и оказывали друг на друга значительное научно-методологическое влияние; Леонид Борисович стал больше обращать внимания на проблему резонаторов в пении, а я пришел к необходимости системных исследований голосового аппарата певца, т.е. механизмов взаимодействия всех трех его частей: резонаторов, гортани и дыхания как единого целого. Эта идея с акцентом на важнейшую роль резонаторов в пении, как наименее изученной области, и составляет основу настоящей монографии. Особую благодарность хочу выразить ректору Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктору искусствоведения, профессору А.С. Соколову за поддержку исследовательской работы и активную помощь в издании книги а также - моим многочисленным слушателям лекций по РТИП, вокалистам разных жанров и профессиональных уровней, многие из которых с большим энтузиазмом принимали участие в моих экспериментальных исследованиях в качестве обследуемых, - студентам, аспирантам, педагогам, солистам театров, а также музыковедам, врачам-фониатрам, одним словом, - всем, кто своим искренним творческим интересом в течение многих лет поощрял автора в изучении беспредельных возможностей резонансной техники искусства пения. Наконец, сердечно благодарю П.В. Морозова за постоянную многолетнюю помощь в применении компьютерных технологий в решении сложных научно-исследовательских задач и подготовке книги к изданию. * * * Несколько замечаний по тексту книги. 1. В вокально-методологической литературе разных лет наряду с традиционным термином «голосовые связки» можно встретить и новый термин - «голосовые складки», рекомендованный для употребления в анатомической и ларингологической литературе. Поскольку в данной монографии приводятся высказывания разных авторов и разных лет, то в целях единообразия принят традиционный для вокалистов термин «голосовые связки», доминирующий в их лексиконе и в настоящее время (более подробное объяснение см. в примечании к § 2.3.). 2. В разных разделах книги встречаются повторения некоторых высказываний мастеров вокального искусства и др. Это допущено сознательно с целью подчеркнуть основную идею резонансного пения, которая обсуждается в разных разделах монографии. Профессор В.П. Морозов |
|
Последнее обновление ( 09.05.2024 г. ) | |