Интервью с Марком Рейзеном о технике пения |
Автор В.П. Морозов | |
02.03.2010 г. | |
– Марк Осипович, где вы чувствуете свой голос? В груди? В голове? – Здесь… (показывает на область между носом и ртом). Это – резонатор. Я разговариваю высоким тембром голоса. Низким – только, когда простужен. У меня – высокая позиция пения. – Вы искали ее? Каким образом? – Искал. Умел себя слушать. – Как вы себя слушаете? Вы показали на область между носом и ртом. Это – «маска»? – Это – резонатор. Иногда его называют «маской». – Верхнее fa где ощущаете? – У меня верхнее la-bemol. – А где вы ощущаете это lab? Выше «маски»? – Высокая позиция. Какой-то купол. Я не знаю, может быть это инди-видуально, а может это у всех. Артикуляция, положение рта имеют большое значение. Подбородок должен быть мягкий. Петь надо как будто улыбаясь. Никакого напряжения. Конечно, когда я пел верхнюю ноту, я шире открывал рот и позиция – высокая. Создается купол. Вот, скажем я пел Руслана (поет). – А когда вы берете верхнее fa в дуэте Фарлафа и Наины… – Да. После космического темпа арии Фарлафа я ухожу с этой нотой за кулисы. Не в горле, в резонаторе беру. Горлом нельзя. Самое страшное – горло. Горло должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Это – труба. Если она сжимается, кончено! Все! Теперь много певцов с горловыми голосами – тенора, баритоны и ба-сы. Это – искалеченные голоса. – Вы считаете, что сейчас поют хуже, чем раньше? – Почему сейчас нет таких певцов, какие, скажем, были лет 40 тому назад? Заметьте, по крайней мере у нас нет ни одного хорошего певца родом из столичного города. Обязательно – из провинции, где природа, воздух. Природа дает не только деревья, цветы, пшеницу, просо, но и че-ловека. Человека дает во всех отношениях, не только как певца. Она об-лагораживает человека и морально, и нравственно. – Марк Осипович, а как вы относитесь к дыханию? – Дыхание для певца – это ноги для человека (показывает, поет). Мой принцип – минимум дыхания, максимум пения. То есть петь малым дыханием. Малое дыхание использовать и петь не напором возду-ха, а резонатором. – Некоторые считают, что главное в пении ощущать гортань и го-лосовые связки. – Гортань безусловно участвует. Она подвижна, не зажата. Гортань должна быть расширена и свободна (поет). И никаких фокусов! – Марк Осипович, а какое положение гортани? Низкое? Среднее? – Гортань должна быть свободной. Нельзя петь с напряженным лицом. Особенно важен рот. Артикуляция. Губы должны быть мягкими. Нужно петь с улыбкой, мягко, свободно. ------------------------------- Из книги «Рейзен» (1980). Очень любил повторять Бугамелли фразу, которую я не сразу понял, но она имела большой смысл: «Надо петь на процентах, не на капитале. Капитал должен оставаться неприкосновенным». Опубликовано: |
|
Последнее обновление ( 05.05.2011 г. ) | |
« Пред. | След. » |
---|